ЖЕНСКИЙ ПОРТАЛ
Рецепт ПРО » Полезные советы (статьи) » Прочие советы » Проблема социального контракта(Кант и Гоббс)

Проблема социального контракта(Кант и Гоббс)

Шпанская мушка

Шпанская мушка Читая откровенные женские романы всегда сомневалась в искренности главной героини. На собственном...

В наше время понятие «социального контракта» является предметом
изучения в различных сферах знания. Его исследуют философы и политологи,
юристы и экономисты. Среди наиболее известных авторов - Джон Локк, Жан-Жак
Руссо, Джон Роулз, Дэвид Готье, Браян Скримс и другие.
Прежде всего, определимся с термином «общественный договор». Это
социально-философская теория, объясняющая происхождение гражданского
общества, государства, права как результат соглашения между людьми.
Особый интерес представляет анализ взглядов на социальный контракт у И.
Канта и Т.Гоббса. Для сравнения их концепций в статье выделены следующие
параметры: понятие естественного состояния, форма реализации социального
контракта, функции субъекта в обществе.
Начнем анализ с взглядов Томаса Гоббса. Проблема социального бытия
человека, человеческого общества и государства – одна из центральных в его
философии. Концепцию Гоббса можно разделить на две части: теорию
человеческой мотивации психологического эгоизма и теорию общественного
договора. В первую очередь он рассматривает теорию человеческой природы,
которая была положена в основу его работы «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства церковного и гражданского».

Жизнь каждого народа делится на две стадии: естественную и
государственную. Естественное состояние человека – это состояние абсолютной
свободы и беззакония. Человек является эгоистом как в обществе, так и вне его. От
маленьких желаний люди переходят к большим - таким, как власть, богатство и
статус. Все, что происходит, мотивируется исключительно желанием улучшить
свою собственную жизнь и удовлетворить большинство своих прихотей.
Человеческие существа не только алчны, они также разумны. У них есть
рациональная способность осуществлять желания максимально эффективно.
Рациональность инструментальна. Индивид может сравнивать разные возможности
и выбирать лучшие способы получения желаемого.
Естественное состояние нежелательно для человека. Это состояние
постоянного страха и войн. «При отсутствии гражданского строя, - пишет Гоббс, -
всегда начинается война всех против всех. Отсюда видно, что пока люди живут без
общей власти, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и
именно в состоянии войны всех против всех »[1, Т.3, с.95].
Общественный договор имеет два аспекта. Во-первых, люди должны
согласиться на создание общества коллективно и отказаться от прав, которые они
имели в естественном состоянии. Во-вторых, они должны выбрать человека или
правительство, которое будет следить за выполнением этого договора. Иными
словами, для выхода из естественного состояния люди должны договориться жить
вместе под общим законом и создать принудительный механизм общественного
договора для соблюдения его.
Перейдем теперь к концепции Канта. Он анализирует социальный контракт в
работе «К вечному миру», где выводит шесть законов, определяющих правовые
рамки государства:
1. Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его
заключении тайно сохраняется основание для будущей войны.
2. Ни одно самостоятельное государство не должно быть приобретено другим
государством ни по наследству, ни в обмен, ни куплей, ни в виде дара.
3. Постоянные армии должны со временем исчезнуть.
4. Государственные долги не должны использоваться для внешнеполитических
дел.5. Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое
устройство и правление других государств.
6. Ни одно государство не должно во время войны с другим прибегать к таким
враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное
доверие в будущем состоянии мира. [2, Т.3, С. 260 - 263]
Кант поддерживает теорию Гоббса о естественном состоянии человека. Для
примера он берет дикарей. Дикари отрицают закон и находятся в состоянии войны.
Ими движет безрассудная свобода в отличие от свободы рациональной. Кант
утверждает, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не
является функцией естественного состояния субъекта.
Он различает три формы правления: автократию, аристократию и
демократию. Но главное для него не форма, а метод и способы осуществления
власти. В связи с этим мыслитель разграничивает республиканскую и
деспотическую формы правления. Первая основана на отделении исполнительной
власти от законодательной, вторая - на их слиянии. Республика сама по себе еще не
означает демократии, а автократия - деспотии. Самодержавная форма власти может
быть и республикой, если в ней исполнительная власть отделена от
законодательной, а демократия в случае отсутствия разграничения этих видов
власти может быть и деспотизмом. Единственное гражданское устройство, которое
должно существовать, по мнению Канта, это республика.
В республиканском обществе он видит три составляющие социального
контракта. Во-первых, это устройство согласно принципам свободы членов
общества, во-вторых, зависимость всех без исключения членов общества перед
законом, и, в-третьих, равенство всех членов общества.
Для Канта социальный контракт не достаточен для верховенства права. Тут
речь идет о рациональном и моральном императиве. Социальный контракт
вступает в силу в тот момент, когда человек принимает моральный и
рациональный постулаты, сдерживающие его от попыток сиюминутного
исполнения естественных прав и свобод во избежание нарушения принципа
естественного равенства. Социальный контракт основан на принципах
моральности и рациональности, на принципах здравого смысла.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Гоббс и Кант
отталкиваются от естественного состояния, как главной стадии перехода к
гражданскому обществу. У каждого есть своя форма реализации социального
контракта. Для Томаса Гоббса, это правление суверена (монархический подход).
Для Иммануила Канта, это правление индивидов рационально и морально
развитых, которые должны жить при республиканском строе. Главные функции
субъекта в обеих концепциях - это морально-нравственная трансформация и отказ
от естественных инстинктов во благо социума.изображениеизображениеизображение




Капли Молот Тора для потенции

Капли Молот Тора для потенции Супер железная потенция для него и новые непередаваемые ощущения для него и для неё....

Шпанская мушка

Шпанская мушка Читая откровенные женские романы всегда сомневалась в искренности главной героини. На собственном...

Артропант от остеохондроза

Артропант от остеохондроза Великолепный препарат от остеохондроза...

Добавить комменентарий к Проблема социального контракта(Кант и Гоббс)

Имя:*
E-Mail:
Ваша оценка продукта:*
Ваш комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *