ЖЕНСКИЙ ПОРТАЛ
Рецепт ПРО » Полезные советы (статьи) » Прочие советы » ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙ "PROAIRESIS" И "PHRONESIS" В ЭТИКЕ АРИСТОТЕЛЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙ "PROAIRESIS" И "PHRONESIS" В ЭТИКЕ АРИСТОТЕЛЯ

Energy Slim программа похудения

Energy Slim программа похудения Сбалансированная, оптимальная и популярнейшая программа для похудения Подробнее...

изображение

изображение



Авторы первого отдельного английского издания VI книги "Никомаховой этики" c сожалением заявляли, что именно эта часть труда
получает наименьшей интерес среди исследователей и студентов: круг
критических работ ограничивался полудюжиной диссертаций, защищенных немецкими учеными. Теперь же описа-
ние того, что можно условно назвать теорией действия в античной философии, не обходится поминания ключевых терминов, многие из
которых были осмыслены или переосмыслены Аристотелем именно в
этом разделе. Из всей совокупности терминов мы остановимся на сле-
дующих: "разумный выбор" (προαίρεσις) и "рассудительность" (φρόνησις),
очертив при этом остальные детали, связанные с ними.
Что по Аристотелю стоит за этическим поступком? Почему мы воо-
бще можем поступать? Так устроена наша душа. Фундаментальной
способностью души является стремление (ὄρεξις). В "О душе" Аристотель пишет, что ὄρεξις отлична от других способностей, но "нелепо отрывать ее [от прочих]". Связка ὄρεξις с умом (νοῦς)
дает разумное стремление, "волю", прочие же стремления из других
частей души – желания и страсти, аффекты. В разговоре о действии и
поступке имеет значение, в первую очередь, разумное стремление.
Относительно одного и того же события в мире возникает множество
стремлений, даже если все они разумны. Разрешить спор стремлений –
дело разумного выбора (προαίρεσις). Можно обозначить προαίρεσις как
медиальный термин между поступком (πρᾶξις) и стремлением (ὄρεξις).
"Начало поступка – сознательный выбор… [источник] сознательного
выбора – стремление и суждение, имеющее что-то целью". Из второй
части определения следует, что в то же время в προαίρεσις связаны
ὄρεξις и λόγος. Когда λόγος подтверждает, а ὄρεξις преследует одно и то
же, тогда сознательный выбор становится добропорядочным, полным
(προαίρεσις σπουδαία). Аналитику προαίρεσις следует начать с того факта, что для него характерна связь с суждением и рассудочным мышлением (προαίρεσις μετɑ λόγου καὶ διανοίας). После
операции суждения происходит принятие решения, рассчитывание,
поскольку "сознательно выбирают то, что одобрено по принятии решения" (βουλῆς κριθɛν προαιρετόν ἐστιν). В результате,
происходит изменение стремления и совершение поступка.
Из этого следует, что προαίρεσις – это не статическая фиксация вы-
бора, не только предмет самого выбора. προαίρεσις σπουδαία описыва-
ет целый процесс, который начинается с ментальной аффирмации су-
ждений и заканчивается изменением стремления и поступком. Но на

одном из шагов προαίρεσις что-то может возникнуть ситуация ἀκρασία:
мы приняли верное суждение, но стремление не изменилось и потому
поступили иначе, чем веление разума.
Для разговора о такой способности как φρόνησις Аристотель рассматривает пять способов, которыми душа достигает истины: искусство
(τέχνη), наука (ἐπιστήμη), рассудительность (φρόνησις), мудрость (σοφία),
ум (νοῦς). Что такое φρόνησις? С одной стороны, φρόνησις не равен
τέχνη как искусство или как какая-либо искусность что-либо делать. Это
некоторое знание более общего плана. С другой стороны, φρόνησις не
равен ἐπιστήμη, потому что имеет дело не с необходимым, а с контингентным. Можно сказать, что φρόνησις – это некоторый способ прини-
мать решения, то есть связан с разумным выбором, προαίρεσις. "Дело
рассудительного… разумно принимать решения". Однако это не только те конкретные решения, для реализации которых
достаточно владеть τέχνη. Представляется, что есть какая-то промежу-
точная область раскрытия истины. Выше, чем конкретика искусства, но
ниже, чем сфера неизменного. Именно здесь размещается φρόνησις.
При этом акцент делается на осведомленность в частных случаях, поскольку это тот склад, который работает с πρᾶξις. Нацеленность на частные случаи противопоставляет φρόνησις и νοῦς, последний работает с
предельно общими определениями. Кроме того, осведомленность
нельзя получить одномоментно, это событие, разворачивающиеся во
времени; мы получаем опыт постижения частных вещей.
Упомянутая выше промежуточная область раскрытия истины находится на границе частного и общего знания. Смешение общего и част-
ного во φρόνησις иллюстрируется в тексте двумя рассуждениями. Во-
первых, в рассуждениях Аристотеля появляется отдельный вид
φρόνησις: "рассудительность в делах государства" (πολιτικὴ φρόνησις).
Он делится на две науки: νομοθετική (законодательная) и πολιτική (госу-
дарственная). Такое разделение отражает причастность как к общему
знанию, так и к частному. В чем суть законов, если на их основе не принимаются решения? Решение, в данном случае – последняя данность,
поступок. Через φρόνησις частное и общее связываются, образуя политическое пространство. Здесь есть и частные вопросы, касающиеся
решения актуальных политических проблем, так и общие законодате-
льные вопросы. Всем этим заведует φρόνησις. Во-вторых, это пример
Аристотеля с треугольником. Он необходим для
того, чтобы отчетливо понять как φρόνησις связывает общее и частное.
Мы схватываем общее в частном, это интуиция, почти чувство, но "осо-
бый вид чувства". Мы получаем единство наглядного частного примера,
последней данности (будь это политическое голосование или треуголь-
ник) и общего случая (закон, политический или геометрический), понят-
ного, прочувствовано посредством интуиции. Способность души, кото-
рая производит такой процесс, называется φρόνησις.





Что касается точек пересечения φρόνησις и σοφία, то о мудрости и
мудрецах имеет смысл говорить в общем (σοφοὺς ὅλως), а не как о муд-
рости и мудрецах в частном (σοφοὺς μέρος), поэтому истина не достигае-
тся для мудреца через φρόνησις; он, в первую очередь, знает "истинные
начала" (ἀρχɑς ἀληθεύειν), но "человеческое благо они
не исследуют" (οὐ τɑ ἀνθρώπινα ἀγαθɑ ζητοῦσιν). В этом
смысле их действия выше действий многих остальных, ведь "человека
много [всего] божественнее по природе". Однако когда
предмет исследования – добродетель, то ведущую роль играть φρόνησις,
ведь "невозможно не быть добродетельным без рассудительности, не
быть рассудительным без нравственной добродетели".
Таким образом, в этике Аристотеля практическое действие осущес-
твляется фронетичным актором посредством процедуры разумного
выбора, а полем возможных действий, в первую очередь, является
сфера политического.





Добавил: Vitaly_H 29-02-2016, 04:49 Вернуться назад

Energy Slim программа похудения

Energy Slim программа похудения Сбалансированная, оптимальная и популярнейшая программа для похудения...

Средство от растяжек Skinformer

Средство от растяжек Skinformer Фигура у меня из разряда «есть что показать», то есть и попа на месте, и грудь, что надо, и талия...

Артропант от остеохондроза

Артропант от остеохондроза Великолепный препарат от остеохондроза...

Добавить комменентарий к ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙ "PROAIRESIS" И "PHRONESIS" В ЭТИКЕ АРИСТОТЕЛЯ

Имя:*
E-Mail:
Ваша оценка продукта:*
Ваш комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *