ЖЕНСКИЙ ПОРТАЛ
Рецепт ПРО » Полезные советы (статьи) » Прочие советы » История общественного договора

История общественного договора

Eco Slim (Эко Слим)

Eco Slim (Эко Слим) Пока жила под надежной родительской крышей и опекой, то не особо задумывалась о собственной рационе...

Проблема социального бытия человека, человеческого общества и государства – одна из центральных в его философии. Концепцию Гоббса можно разделить на две части: теорию человеческой мотивации психологического эгоизма и теорию общественного договора. В первую очередь он рассматривает теорию человеческой природы, которая была положена в основу его работы «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Жизнь каждого народа делится на две стадии: естественную и государственную. Естественное состояние человека – это состояние абсолютной свободы и беззакония. Человек является эгоистом как в обществе, так и вне его. От маленьких желаний люди переходят к большим - таким, как власть, богатство и статус. Все, что происходит, мотивируется исключительно желанием улучшить свою собственную жизнь и удовлетворить большинство своих прихотей.

Человеческие существа не только алчны, они также разумны. У них есть рациональная способность осуществлять желания максимально эффективно. Рациональность инструментальна. Индивид может сравнивать разные возможности и выбирать лучшие способы получения желаемого.

Естественное состояние нежелательно для человека. Это состояние постоянного страха и войн. «При отсутствии гражданского строя, - пишет Гоббс, - всегда начинается война всех против всех. Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех »[1, Т.3, с.95].

Общественный договор имеет два аспекта. Во-первых, люди должны согласиться на создание общества коллективно и отказаться от прав, которые они имели в естественном состоянии. Во-вторых, они должны выбрать человека или правительство, которое будет следить за выполнением этого договора. Иными словами, для выхода из естественного состояния люди должны договориться жить вместе под общим законом и создать принудительный механизм общественного договора для соблюдения его.

Локк, истолковывает естественное состояние иначе, чем Гоббс. В связи с этим его аргументы относительно социального контракта и отношения между людьми и властью тоже иные. Локк выступает против монархии и относится к ней весьма негативно. Свои позиции в отношении социального контракта Локк раскрывает в своей работе «Два трактата о правлении».

За словами Локка естественное состояние человека – это состояние свободы без всякого вмешательства со стороны других людей. Однако это не значит, что человек в этом состоянии должен делать то что ему захочется. Состояние природы – это состояние без морали, этики и гуманных устоев.

Локк утверждает, что в естественном состоянии все люди равны пред законом природы. Главным законом природы он считает Божий закон, который запрещает причинять зло друг другу. В тоже время Локк приводит состояние войны, тут можно увидеть сходство мыслей Локка и Гоббса. Естественное состояние быстро переходит в состояние войны, к примеру, из-за имущественных споров. Закон природы разрешает человеку защищать свое имущество, свою свободу и самого себя. В связи с этим переход от естественного состояния к состоянию войны включает в себя нападения, бои и убийства. Благодаря тому, что в естественном состоянии нет суверенов и правовых кодексов (кроме закона природы), война может продолжаться бесконечно. Это является одной из основных причин, из-за чего люди должны отказаться от естественного состояния и договорится для создания гражданского общества.

Проблема имущества играет в концепции Локка ключевую роль для создания гражданского общества. Согласно Локку, частная собственность создается, когда сам человек своим трудом строит ее. Так, например, если человек обрабатывает участок земли, и эта земля приносит ей плоды, то она имеет полное право на эту землю и на плоды, которые на ней выращены. Учитывая трудности в отношении законов природы, Локк пишет, что имущество человека должно быть ограниченно. Каждый человек должен взять столько земли, сколько он может обработать.

Локк утверждает, что природное состояние, не является условием отдельных личностей, как это было у Гоббса. Природное состояние наполнено людьми, которые «договорились» между собой и вступили в супружеские взаимоотношения. Такие браки являются моральными но не политическими образованиями. Семьи становятся политическими образованиями, только тогда, когда они объединяются с другими семьями, что бы наказать тех, кто нарушает закон природы. После этого победитель может создать политический аппарат, который приведет к консолидации людей в гражданское общество. Иными словами, люди выходят из естественного состояния и создают одно политическое тело с властным организмом и подчиняются его власти.

Создав политическое общество и правительство, люди получают три вещи, которые они никогда не имели, если бы оставались в естественном состоянии. Это законы, судебная и исполнительная власть. Каждый человек подчиняется власти, зато власть защищает ее от агрессоров, которые нарушают естественный закон.

Локк также описывает ситуации, в которых люди организовывают революции и сбрасывают правительство или монарха. Это возможно, если суверен стал тираном, а законы размытыми. В связи с этим люди не могут апеллировать к верховенству права, подрывается принцип самосохранения. В таком случае народ имеет право на революцию, так как он возвращается на уровень природного состояния.

Для Локка, в отличие от Гоббса, революция, уничтожение гражданского правительства и возвращение к естественному состоянию не является бедствием. Он считает, что после возвращения к естественному состоянию, люди могут построить лучшей правительство.

Другими словами, основной деятельностью суверена является защита собственного народа и его имущества и выполнения законов. Когда эти функции не выполняются, и суверен действует не в интересах своего народа, то народ имеет право восстать на основании невыполнения общественного договора между народом и властью.

Жан-Жак Руссо рассматривает теорию социального контракта в труде «Рассуждение о происхождении неравенства среди людей» [8]. Этот труд представляет собой отчет о моральной и политической эволюции людей от этапа естественного состояния к современному обществу. Именно здесь он анализирует понятие социального контракта и показывает его противоречивость.

Руссо описывает переход человечества от природного состояния к гражданскому обществу. Он утверждает, что природное состояние было состоянием мира и спокойствия. Ресурсов было много, людей мало, в связи с этим не возникало конфликтов. Однако, со временем люди стали сбиваться в племена и коммуны, обустраивать свой быт и создавать политический аппарат. Инновации и технологии делают жизнь человека легче и дают ей время подумать о самой себе и окружающих. Человек начинает задумываться о социальных ценностях: стыде, зависти, злости, гордости итд.

В этот же момент у людей начинает появляться частная собственность. Руссо считает, что это был поворотный шаг в жизни общества. Выйдя из природного состояния люди стали более корыстными, появляется конкуренция, расточительность и порок. Поэтому поводу Руссо пишет: «Первый, у кого появилась мысль, оградив участок земли, сказать: « Это мое», - и найти людей, достаточно доверчивых, чтобы поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бед и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдрав колья и засыпав ров, крикнул бы своим близким: Не слушайте лучше этого ростовщика, вы погибнете, если способны забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля - никому».

После введения частной собственности общество стало делиться на классы. У одних было все, у других не было ничего. Что бы избежать эскалации конфликта в обществе, богатое меньшинство решило создать правительство. Так власть создает контракт, в котором говорится о равенстве и защиту каждого гражданина, хотя главной целью этого договора является укрепление основы неравенства и защита частной собственности.

Нормативный социальный контракт Руссо рассматривает в своей работе «Общественный договор» [10]. В ней он выдвигает идеи, раскрывающие причины ужасного положения дел в тогдашнем обществе. Различие между реальным положением вещей и справедливостью, между фактической ситуацией и моралью имеют для Руссо первостепенное значение.

Руссо утверждает, что человек не был полностью свободен и в естественном состоянии, однако экономика, политический аппарат и аморальность предложили ему более жесткие рамки жизни. Таким образом, главная философская проблема социального контракта: как мы можем существовать вместе?

Руссо утверждает, что это можно сделать только, когда мы откажемся от своей воли для коллективной или общественной. Эта воля должна строиться на основании согласия между свободными и равными людьми. Как Гоббс и Локк, Руссо утверждает, что человек был создан природой, чтобы быть свободной, поэтому никто не имеет естественного права унижать другого. В связи с этим правительство - это правовой орган, который создается через договоры и контракты.

Люди наделены свободой и равенством от природы , однако за определенный период истории они потеряли свои естественные права . Можно преодолеть эти проблемы. Целью правительства должно стать достижение свободы и равенства граждан. « Ни один из граждан не должен быть настолько богатым, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один не должен быть настолько бедным, чтобы быть вынужден продавать себя» [11].
Учение Руссо о договорном характере создания государства уничтожило представление о божественном характере королевской власти. Отсюда следует «революционный» вывод: если суверен перестает выполнять свои обязанности и поддерживать законы государства, то он может быть уничтожен народом. Отсюда и лозунг великой французской революции: « Свобода. Равенство. Братство».

изображение




Добавил: Vitaly_H 29-02-2016, 05:33 Вернуться назад
Теги :

Капли Молот Тора для потенции

Капли Молот Тора для потенции Супер железная потенция для него и новые непередаваемые ощущения для него и для неё....

Шпанская мушка

Шпанская мушка Читая откровенные женские романы всегда сомневалась в искренности главной героини. На собственном...

Артропант от остеохондроза

Артропант от остеохондроза Великолепный препарат от остеохондроза...

Добавить комменентарий к История общественного договора

Имя:*
E-Mail:
Ваша оценка продукта:*
Ваш комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *